Среди еврейских религиозных праздников есть один необычный, когда детям в синагоге можно вдоволь побаловаться трещотками, а мужчинам не только разрешается, но даже настоятельно рекомендуется здорово напиться. Это - шумный и веселый праздник Пурим, отмечаемый за месяц до Песаха (в 1998 году - 11 марта). Он возник 2500 лет назад в честь неожиданного и счастливого спасения еврейского народа от грозившего ему полного истребления. В давние времена на Ближнем Востоке в престольном городе Шушан (Сузы) сидел на троне царь Персии Ахашверош (Артаксеркс). Его огромное царство раскинулось от Индии до Эфиопии. В третий год своего царствования, чтобы поразить всех великолепием и богатством персидской державы, Ахашверош устроил грандиозный пир, который продолжался без перерыва шесть месяцев. На торжество он пригласил всех своих князей, всех вельможных слуг, правителей областей и военачальников. По окончании долгого пира царь еще в течение семи дней угощал в своем саду все население престольного города, от мала до велика, а царица Вашти (Астинь) устроила пир для женщин на своей половине царского дома. Гости возлежали на золотых и серебряных ложах, установленных на помосте, инкрустированном мрамором, перламутром и драгоценными каменьями. Их обильно поили дорогими винами, подаваемыми в изящных золотых сосудах. На мраморных столбах на серебряных кольцах и пурпурных шнурах висели шерстяные ткани белого и яхонтового цвета. На седьмой день всенародного пира, когда сердце царя разгорячилось от выпитого вина, захотел Ахашверош похвастаться главным своим сокровищем - показать не только князьям, но и всем собравшимся красавицу-царицу Вашти. Он вызвал семерых евнухов и велел им привести царицу. Евнухи передали Вашти приказание мужа, но она не пожелала его выполнить - ей показалось унизительным, что пьяные простолюдины будут жадно ее разглядывать. Ни с чем вернулись евнухи к царю. Сказали, что жена не хочет ему повиноваться. Ахашверош воспринял это известие, как смертельную обиду. Какой же он царь если даже жена не желает его слушаться и перед гостями унижает отказом?! Так, глядишь, все жены начнут пренебрегать распоряжениями мужей, потому что такой пример подала им сама царица. В ярости царь решил строго наказать Вашти: он лишил ее царского достоинства и запретил являться пред свои очи. А во все подвластные области разослал письма с приказанием объявить каждому народу на его языке, что всякий муж - господин в доме своем и воля его должна выполняться беспрекословно.
Дорога к царскому ложу
Когда гнев царя утих и он вспомнил, что отобрал венец у царицы, настала пора искать ей замену. Советники решили собрать со всей державы самых красивых молодых девушек и ту, которая царю покажется всех милее, сделать новой царицей. Эта мысль понравилась Ахашверошу. По его приказу во дворец под надзор главного евнуха стали собирать молодых красавиц. Оказалась среди них и сирота Эстер (Есфирь), воспитывавшаяся после смерти родителей у дяди Мордехая (Мардохея). У Эстер был гибкий стан, прекрасное лицо и скромный характер. Когда она попалась на глаза Ахашверошу, царь сразу выделил Эстер среди прочих девушек. Он приказал приставить к ней самых достойных служанок и поселить в лучшем отделении женского дома. Каждый день Ахашверош стал приходить во двор женского дома справляться о здоровье Эстер и узнавать, что с ней делают. А ее начали готовить к царскому ложу. Эта подготовка, согласно обычаям того времени, продолжалась целый год: в течение шести месяцев девушку умащивали мирровым маслом, а потом еще шесть месяцев натирали благовониями. Только после этого она считалась достойной разделить с царем ложе и провести с ним одну ночь. Затем ее уводили в другой дом на женской половине, и она не имела права снова предстать пред очи царя, пока он сам ее не позовет.
Настало время, и Эстер повели к царю. Перед этим она могла попросить все, что угодно, - и это было бы исполнено. Но она из скромности не попросила ничего, и тем сразу завоевала у всех особое к себе расположение. Царь, истомленный долгим ожиданием, принял Эстер с восторгом. Он так полюбил ее, что решил возложить ей царский венец на голову и сделать не просто женой, но царицею вместо Вашти. В честь новой царицы Ахашверош устроил большой пир, раздал щедрые награды и всем областям даровал большие льготы.
Нити заговора
Эстер не говорила царю, к какому она принадлежит народу, - ни тогда, когда ее впервые взяли во дворец, ни потом, когда стала царицей. Но своего дядю-воспитателя не забывала - он часто приходил к воротам царского дворца, чтобы повидаться с Эстер, которую любил как родную дочь.
Однажды стоял он в ожидании у ворот и до его слуха долетели обрывки разговора двух евнухов, замышлявших убить царя. Мордехай передал услышанное Эстер; дело расследовали, преступников полностью изобличили и повесили. Благодеяние Мордехая было вписано в царскую книгу дневных записей, но наград ему не дали.
А во дворце своим чередом затевались интриги, и однажды в них преуспел Аман, человек ничтожный, тщеславный и напыщенный, которого Ахашверош не по заслугам возвеличил и поставил выше всех князей. Все, кто служил при царе, падали пред Аманом ниц. Один гордый Мордехай не кланялся ему. Когда Аман это заметил, он страшно рассердился. Тут-то придворные льстецы нашептали ему, что Мордехай - иудей, и не кланяется Аману потому, что все иудеи чересчур о себе высокого мнения. Тогда Аман, разгневавшись, решил наказать Мордехая и весь его народ. Но вначале кинул жребий (на иврите - пур), чтобы узнать, когда лучше сделать это. Жребий выпал на месяц адар, а дело происходило в месяце нисане - за 11 месяцев до срока, определенного гаданием.
Аман доложил царю, что есть в его царстве один народ, разбросанный между всеми другими народами, который живет по своим законам и не выполняет законов царя. Это угрожает безопасности государства, и в назидание подданным следовало бы истребить весь иудейский народ. Он же, Аман, если царь согласится на такой шаг, внесет в его казну десять тысяч талантов серебра.
Предложение Амана понравилось Ахашверошу, и он тотчас скрепил уже написанный указ своей печатью. Во все области страны поскакали гонцы с письмами, в которых предписывалось в тринадцатый день месяца адара уничтожить всех иудеев, мужчин и женщин, стариков и детей, а их имущество разграбить. Царский указ был объявлен во всех городах, в том числе и в столице. Город пришел в смятение: обреченные на гибель люди кричали и плакали, рвали на себе одежды, просили Бога о заступничестве.
Мольба о спасении
Мордехай тоже разорвал на себе одежды, надел рубище, посыпал голову пеплом в знак большого горя и пошел к воротам царского дворца. Его заметили и предупредили Эстер. Царица послала ему новые одежды, чтобы он мог войти во дворец, но Мордехай их не принял. Тогда Эстер направила евнуха, чтобы тот разузнал у дяди, что случилось. Мордехай рассказал евнуху о жестокости Амана и просил Эстер умолить Ахашвероша отменить страшный указ. Евнух слово в слово пересказал Эстер просьбу дяди.
- Что же мне делать? - задумалась царица. - Я ничем не смогу помочь.
Она попросила евнуха снова сходить к Мордехаю и объяснить, что к царю никто не может войти, не будучи позван государем. Это карается смертью. Лишь тот, кому царь протянет свой золотой скипетр, не подвергается казни. А ее царь не звал уже тридцать дней.
Пошел евнух снова к Мордехаю и передал слова царицы.
- Скажи ей, чтобы не думала, будто одна из всех иудеев спасется в царском дворце от смерти, - ответил Мордехай. - Пусть знает: если промолчит сейчас, то избавление придет к ее соплеменникам из другого места, а она и весь ее род погибнут. Пусть задумается: не для такого ли времени достигла она царского достоинства? Услышав такие слова, Эстер решила действовать. А дяде передала, чтобы собрал всех иудеев, живущих в столице, и пусть все они постятся ради нее три дня - не едят и не пьют ни днем, ни ночью. Она же со своими служанками тоже будет поститься, а потом пойдет к царю, чем бы это для нее ни закончилось.
На третий день Эстер оделась по-царски и вошла во двор, куда не разрешалось входить незваным. Царь был настроен благодушно и протянул царице свой золотой скипетр. Эстер приблизилась к нему и коснулась скипетра.
- Что ты хочешь? Хоть полцарства проси - дам тебе!
- Я прошу одного: чтобы ты пришел сегодня на пир, который я приготовила, и привел с собой Амана. Царь сразу же послал за Аманом, и они отправились на пир. За бокалом вина Ахашверош еще раз предложил Эстер воспользоваться его милостью. Она ответила, что просит его и Амана прийти к ней на пир завтра, тогда она обратится к владыке с просьбой.
Вернувшись с пира, Аман совсем возгордился: не только царь его возвеличил, но и царица одного его позвала на пир сегодня и опять зовет завтра. Надо будет, решил он, пользуясь случаем, разделаться с ненавистным Мордехаем, устроить ему показательную казнь. И Аман распорядился, чтобы к утру воздвигли виселицу в 50 локтей вышины.
В ту ночь сон почему-то не шел к владыке Персии, и он приказал читать ему памятную книгу дневных записей. Когда дошли до записи о Мордехае, спасшем Ахашверошу жизнь, царь поинтересовался:
- Как вознаградили этого человека? Оказалось - никак. Тогда царь позвал Амана и спросил:
- Что бы сделать тому человеку, которого царь хочет отличить особой почестью? Аман, думая, что речь идет о нем самом, посоветовал:
- Пусть принесут одеяние царское, коня, на котором сам царь ездит, оденут этого человека в царские одежды, возложат на голову царскую корону, посадят на коня, выведут в сопровождении первого из князей на площадь и объявят всему народу, что так царь поступает с тем, кого хочет наградить и возвеличить.
- Ну так ступай и сделай все, что сказал, для Мордехая, спасшего мне однажды жизнь, - приказал владыка.
Скрепя сердце Аман подчинился. Но самый страшный удар ждал его вечером. На пиру Ахашверош снова обратился к Эстер с предложением исполнить любую ее просьбу.
- Я прошу, - отвечала царица, - сохранить жизнь мне и моему народу, ибо и я, и все мои соплеменники проданы на гибель.
Удивился царь:
- Кто посмел так огорчить мое сердце? И указала Эстер на Амана. Царь впал в гнев, встал из-за стола и вышел в сад, раздумывая, как наказать злодея. В это время Аман припал к ложу царицы и стал умолять ее о прощении. Когда царь вернулся, он застал Амана у ложа царицы. - Что?! - рассвирепел Ахашверош еще пуще. - Этот негодяй прямо у меня во дворце намерен изнасиловать мою жену? Вздернуть его немедленно! И Амана поволокли на высокую виселицу, которую он воздвиг для Мордехая.
Жребий переменился
После казни Амана Эстер стала просить царя отменить страшный и несправедливый указ. - Нет, - возразил ей царь. - То, что однажды скреплено царской печатью, не подлежит отмене. Но я могу издать другой указ, разрешающий евреям вооружиться и оказать сопротивление. Он так и сделал, и к 13-му адара евреи были готовы дать отпор убийцам и грабителям. Узнав о перемене настроений царя, князья и правители областей «забыли» о первом указе. Мало кто отважился напасть на евреев, а те, которые отважились, вместо того чтобы поживиться чужим имуществом, сложили головы. Только в столице иудеи в первый день убили пятьсот своих недоброжелателей, а на следующий - еще триста. Десятерых сыновей Амана по приказу Ахашвероша повесили на деревьях. То же самое, но в меньших масштабах, происходило в других городах и селах Персидского царства. Жребий переменился: евреи из преследуемых превратились в преследователей и дали хороший урок всем, кто замышлял против них недоброе. Бог спас их от, казалось бы, неминуемой смерти.
Мордехай описал эту историю в письмах соплеменникам и велел установить праздник в дни 14 и 15 адара. Этому празднику предшествует строгий пост - в память о посте, соблюдавшемся Эстер и еврейским народом перед обращением с мольбой к царю. Его так и называют - пост Эстер. Сам праздник, напоминающий о превращении печали в радость, а скорби - в полную победу, отмечают пиршествами и весельем. В эти дни люди обмениваются подарками - сладостями, конфетами, фруктами, а бедным посылают подаяние. В синагогах в праздник Пурим читают «Мегилат Эстер» - «Свиток Эстер». Под названием «Книга Есфирь» она известна также и христианам, так как входит в состав Ветхозаветной части Библии. Когда во время чтения произносится имя Амана, его сразу же заглушают шумом, топотом ног, треском трещоток, чтобы выразить всенародную ненависть к этому зложелателю. Любопытно, что в Пурим среди традиционных блюд на праздничном обеде подают «уши Амана» - треугольнички из песочного теста с начинкой из мака и повидла. А еще в праздник Пурим не только разрешается, но даже предписывается шуметь, радоваться и веселиться от всей души.
Виктор ЕРМАКОВ