В Украине есть ряд организаций, которые на вполне законных основаниях могут подслушивать телефонные разговоры.
Существует сразу несколько структур, которые могут проводить прослушивания законно. Соответствующие структуры действуют при УМВД, СБУ, пограничной службе, управлении государственной охраны, налоговой службы, учреждениях государственного департамента по вопросам исполнения наказаний.
Когда нельзя, но очень хочется
Согласно статье 31 Конституции Украины, «каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Исключения могут быть установлены только судом в случаях, предусмотренных законом, с целью предотвратить преступления или установить истину при расследовании уголовного дела, если другим способом получить информацию невозможно».
Право проводить оперативно-розыскные мероприятия, прослушивая телефонные разговоры, предоставляется в соответствии с законами «О милиции» (ст. 10) и «О Службе безопасности Украины» (ст.25, п.8). Для прослушивания телефонных разговоров должно быть предпосылка - лицо, которое «слушать», должно, по мнению работников оперативных подразделений, владеть достаточным количеством информации о преступлениях.
Сейчас статистику об уменьшении или увеличении количества контролируемых телефонных разговоров в СБУ не приводят. «Цифру и динамику назвать не можем, однако логика такова: когда оперативным путем установлено, что человек или группа лиц готовится осуществить осуществляет уголовное преступление, или если полученные данные о разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств, то в интересах безопасности граждан для разоблачения преступной деятельности уполномоченные службы нарушают ходатайство о получении разрешения на прослушивание », - объясняет руководитель пресс-службы областного управления СБУ Мария Римар.
Правда, понятие достаточности информации и интересов безопасности общества и государства в законе четко не очерчены. Поэтому их может трактовать кто как хочет.
Для законного прослушивания телефона требуется разрешение. После согласования с прокуратурой санкцию на это дает следователь судья. Какие номера телефонов записано в судебном иске, знает лишь ограниченное количество лиц. То есть, если в списке телефонных номеров появится «дополнительный», об этом не узнает никто. Поэтому по договоренности со следователем в представление гипотетически можно включить еще один-два «нужных» номера для прослушивания. Для этого любого человека достаточно сделать фигурантом оперативно-розыскного дела, по которому она может проходить хотя бы как ... свидетель.
Такая практика в довольно спокойном Ивано-Франковске используется редко, отмечает наш источник. Клондайком для таких дел есть города, где действуют мощные финансовые структуры, - за то, чтобы узнать планы конкурентов, бизнесмены готовы платить немалые деньги. Впрочем, и на Прикарпатье водятся такие «ушастые» грешники.
Телефон или жизнь
В последние полгода мобильный в кармане может не только выдать тайны, он может унести жизни.
Занимаешься своими делами - можешь свободно пользоваться телефоном, кстати если вам нужен защищенный телефон нажмите эту ссылку, http://m.ua/, выезжаешь на задание - телефон оставляешь включенным на базе. Правила техники безопасности прежде добровольческого батальона, а сейчас полка особого назначения «Азов» просты: по телефону правоохранители общаются только с родственниками. А на базе мобильный оставляют для того, чтобы тот, кто отслеживает военных, видел, что человек не покидает территорию базирования, - это так называемый маскировочный прием.
Чтобы обезопасить себя от лишней информации, добровольцы «Азова» телефонных номеров друг друга не знают, на мобильный командира звонят в крайнем случае, для связи между собой используют прав. «Это защищенный канал связи, поэтому ее трудно прослушать, а сигнал мобильного проходит через спутник, перехватить его другим поисковым устройством можно запросто. Любой связь удается перехватить, один дольше, другой быстрее, это так, как замок сломать можно каждый. А в рации различные каналы, частоты, они должны быть унифицированы и дифференцированы. Командиры одним каналом общаются, а мы другим. Но это уже тоже военная тайна », - объясняет боец« Азова».
Доброволец говорит, что со случаями прослушивания телефонов сталкивались почти во всех серьезных боевых столкновениях. Иловайск - не исключение. Сначала боевики засекали сигнал мобильного, а затем по тому месту работала артиллерия.
«Мобильный телефон можно прослушивать, даже если он нерабочий, он работает как ретранслятор звука. Существует только одно «но». В таком случае его надо очень долго настраивать, для того чтобы к нему подключиться. Надо знать номер абонента, вычислить номер самого мобильного аппарата, раскодировать и перекодировать звук», - рассказывает« азовец», отмечая, что такую сложную процедуру в домашних условиях сделать невозможно. Чтобы вычислить телефонный аппарат для прослушивания, следует потратить много времени и использовать дорогую аппаратуру. Прослушивание может быть активно в любой момент, а пользователь телефона не может самостоятельно выявить факт прослушивания - оно происходит тайно.
Тайна в паутине
Согласно законодательству, оператор мобильной связи, чтобы получить лицензию, обязательно установить оборудование для прослушивания. В соответствии с Законом Украины «О телекоммуникациях», операторы связи обязаны за свой счет закупать оборудование для подключения спецслужб к линии связи. Сейчас, когда спецслужба получает разрешение на прослушивание, ее сотрудник должен показать это разрешение сотруднику компании связи и только потом может получить доступ к каналу.
В Украине пока практически отсутствует любой эффективный демократический контроль за СБУ, включая парламентским контролем. Поэтому надеяться, что такое ведомство не будет нарушать права человека при организации и проведении прослушивания, очень наивно. Ведь война ведется не только на востоке Украины. Гипотетически враждебные диверсионные группы могут вынырнуть в любом углу нашего государства. И для сохранения безопасности граждан, спецслужбам надо быть бдительными. Поэтому потенциальное злоупотребление прослушиванием мобильных телефонов они сегодня даже могут получить индульгенцию.