Говорят, коллекционеры - народ скрытный. И под это определение абсолютно не подпадает кировоградец Юрий Тютюшкин. Он регулярно выставляет предметы своей страсти на смотрины широкой публике, кое-что из собранной старины подарил краеведческому музею, а еще охотно общается с журналистами. На этот раз Юрий Владимирович рассказал об истории своего увлечения.
- В первый класс я пошел в пятьдесят седьмом, - вспоминает он. - Это была кировоградская школа номер двадцать семь, что находится на Новониколаевке, где и проживала наша семья. В следующем году мы перебрались в Помошная, этот переезд был связан с работой моего отца, который работал железнодорожником. Там, в Помошной, и прошла остальные моих школьных лет. И каждые летние каникулы я проводил в Кировограде, у деда. Что касается коллекционирования ... Первым моим увлечением были этикетки от спичечных коробков. В те времена спичечные коробки изготавливались из тонкой фанеры, их называли просто деревянными (бумажные появились позже). Мы, юные сборщики этикеток, отламывали их вместе со стенками коробочек, на которых они были наклеены. До сих пор помню некоторые изображения на тех этикетках. Например, колорадского жука, рядом с которым - призыв уничтожать его, тогда этот вредитель только завелся в нашей стране. После полета Гагарина в космос получили распространение этикетки на космическую тематику.Когда я вернулся из армии, то обнаружил, что исчезла вся моя коллекция спичечных этикеток вместе с двумя портфелями, в которых я ее берег. Как и многие пацанов того времени, я собирал и почтовые марки, это было в средних классах. Как сын железнодорожника (отец не раз брал меня на паровоз, даже позволял бросать уголь в топку) я увлекся марками с изображениями локомотивов. Затем я подарил это собрание знакомому железнодорожнику, который имел страсть к маркам. Мне было приятно от того, что в его коллекции - и моя доля. А в старших классах я всерьез увлекся бонами - бумажными деньгами. Помню, как, впервые увидев у школьного приятеля дореволюционные банкноты, сразу же заинтересовался ими. Тот парень согласился отдать мне эти деньги в обмен на порох, который ему нужен был для стрельбы из отцовского ружья по воронам (отец разрешения на это, конечно, не давал). Пришлось мне искать порох...
Впоследствии, привлекли еще и монеты. Повзрослев, завел знакомства с серьезными местными коллекционерами.Неплохую коллекцию антиквариата можно найти в интернете среди любителей страринных вещей, к тому же так же купить или продать антиквариат можно на специализированных сайтах.
- До сих пор помню дядю Толю, который имел большую коллекцию античных монет, - говорит Юрий Владимирович. - Он давал мне подержать в руках свои экземпляры, которым - по две тысячи лет.Общался я и с собирателями других предметов старины. Среди этих людей были большие патриоты города. Они старались, чтобы антиквариат елисаветградского происхождения оставался в Кировограде, а не вывозился в Киев, другие крупные города.
- Имел я и редкие образцы, - вспоминает он. - Например, 500 бумажных рублей с изображением Петра Первого в треуголке. Что касается монет, они в основном у меня были медные. В том числе - так называемый перечекан. Что это такое, спрашиваете? В восемнадцатом веке в России монеты время от времени перерабатывались - на них поверх существующих изображений наносились новые. На некоторых перечеканених деньгах были видны следы предыдущих изображений ... Не хочу хвастаться, но скажу вам, что на конец 1980-х я имел лучшую в Кировограде коллекцию бонов. А в начале 1990-х я вынужден был расстаться с ней (Тютюшкин избегает слова "продал". Видимо, подсознательно. - Авт.). Жизнь к этому заставила. Расставался с коллекцией я с болью в сердце.
- И тогда вы увлеклись открытками, - поддержал разговор автор этих строк, ранее несколько раз брал в Тютюшкина дореволюционные открытки для иллюстрации их изображениями газетных публикаций на эту тему.
- Нужно было заполнить вакуум, - пояснил коллекционер. - А началось это так. Однажды мне попала в руки дореволюционная открытка с видами Елисаветград. И я загорелся идеей собирать такие. Потом прочитал в журнале "Украина" статью на эту тему и узнал, что открытки с видами Елисаветград почти не исследованы, хотя до революции их выпускали несколько издательств ...
По словам Тютюшкина, очень пригодилась ему как коллекционеру стало то обстоятельство, что он работал на кировоградском авиаремонтном заводе (с АРЗ связана большая часть его трудового стажа).
- Я часто бывал в командировках, в том числе в таких крупных городах, как Одесса, Харьков, Днепропетровск, Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону - вспоминает Юрий Владимирович. - И мне удалось завязать отношения с местными сборщиками древности - известными на весь СССР (в определенных кругах, конечно) людьми. Это и Забочень из Москвы, и Симкин из Ленинграда, и Яловой из Днепропетровска, и Дроздовский из Одессы, и Лаптев из Ростова, и Полищук и Киркевич из Киева. Не все из них дожили до этих дней, потому что тогда, в конце 80-х, были в возрасте. А с Анатолием Дроздовский я теперь поддерживаю контакты. Я считаю его своим наставником. Кстати, в последние годы Дроздовский издал несколько книг краеведческого содержания, в том числе альбомы, иллюстрированные репродукциями почтовых открыток с видами дореволюционной Одессы и таких же фотографий. Многие из тех фото и открыток мне пришлось лично подержать в руках. Так, Дроздовский - не из тех, кто дрожит над своими коллекциями, бережет их от посторонних глаз и рук. Наоборот, он сам предлагал мне: "Смотри, щупай". Так же вел себя и Симкин, знаменитый ленинградский коллекционер, его уже нет на этом свете. Давая мне в руки старые почтовые открытки, Соломон Иосифович даже надрывал в некоторых края, чтобы показать, с чего они изготавливались.
- И с чего же?
- Это были листовки, изготовленные из вторсырья в блокадном Ленинграде. Бумага - настолько низкого качества, что при надрыве края открытки виднелись куски картона. Демонстрируя это, Симкин подчеркивал, что открытки выпускались даже тогда, когда народ голодал и замерзал. Иллюстрировалась эта продукция карикатурами на Гитлера, изображениями мужественных красноармейцев и т.п. А еще Симкин подарил мне не одну открытку с видами Елисаветград. Я поначалу пытался рассчитаться деньгами, и он был категорически против. "Юра, что мне твои деньги? - Говорил он. - Когда-то интересное привезешь взамен. Ищи, ищи!" Кстати, так совершала большинство коллекционеров старой закалки. Правда, знал я среди них и такого, что не давал другим и коснуться предметов его коллекции. Был как-то я у него дома в Москве. Достает он альбом с открытками и посылает меня в ванну руки вымыть. Чтобы, мол, грибков я не занес на открытки. Я вымыл руки, вернулся в комнату. Хозяин открывает альбом, листает страницы, а прикоснуться к листовок не дает. Я ему: "Зачем же было меня посылать руки мыть?" Он только улыбнулся и продолжил листать ...
- Что значит "искать" языком коллекционеров?
- Это значит общаться с людьми. Многие люди сами рады отдать предметы старины тем, кто разбирается в таких вещах ... Лет двадцать назад познакомился я был с одной бабушкой, а она оказалась дочерью Бургард. В тот же елисаветградского богача, владельца завода земледельческих машин Бургард, который обзавелся легковым автомобилем еще до того, как это сделали его конкуренты Эльворти. Ох, и тяжело пришлось дочери Бургард на склоне лет! Жила она в такой нищете! Не имея родственников в Кировограде, эта старушка решила подарить мне фотографию своего отца. Я ей: "Зачем?" А она: "Пусть вам будет. У вас это сохранится". Имел я знакомства и с другими представителями некогда богатых и известных семей. Бывало, зайдешь к такому человеку в квартиру, а там - ценностей полно. "И вы не побоялись впустить меня?" - Спрашивал я. А в ответ: "Вижу, ты - хороший человек". Благодаря вот таким старикам я имею коллекцию дореволюционных открыток. Денег эти люди не принимали принципиально.
- Опять нужно было заполнять вакуум?
- Да. Да разве только открытки и отрывным язычком меня манят! Меня интересуют многие вещи, которые являются свидетельствами истории, особенно если они составляют художественную ценность.Например, уличные люки. На кировоградских улицах еще люки дореволюционного производства - настоящие произведения искусства. Фотографии нескольких десятков люков, сделанные мной, размещен на моей странице на сайте областного краеведческого музея. Там же, кстати, каждый желающий может ознакомиться с моей коллекцией открыток, осмотреть собранные мной фото мостов, которые когда-то были в нашем городе. Есть там и снимки входа в парк Ленина (теперь - Ковалевский), сделанные в течение 1950 - 1970 годов. Есть и фото, выполненные на нашем железнодорожном вокзале в течение прошлого века, в том числе - в его начале. На той же странице - и фотографии кирпичей XIX - XX веков, которые я собирал в течение тридцати лет. Кстати, сами кирпичи я несколько лет назад подарил этому же музея.
- Почему так поступили?
- Настоящее коллекционирования предусматривает изучение предметов уборки. А досконально изучить ту кирпич (точно выяснить, и каким образом она изготовлена, и по какой именно сырья, и что означают отметки на ней) - такой возможности у меня нет.
- Время от времени вы показываете ваши коллекции широкой публике. Вот и на днях в библиотеке имени Чижевского открылась выставка предоставленных вами фотоснимков домов нашего города, которых сейчас нет - их снесли. А еще говорят, что коллекционеры дрожат над своим добром ...
- Для меня это очень приятно - показывать другим свои собрания, делиться своими знаниями. И приятно знать, что люди интересуются такими вещами. Когда впервые в краеведческом музее выставлялись мои открытки, я был поражен интересом народа к ним. Кстати, в последние годы почтовыми открытками увлеклось еще несколько кировоградцев. Они мне - конкуренты, но от этого мне также - приятно. Ведь можно обменяться какими экземплярами. И даже увидеть у кого вещь, к которой неравнодушен, - приятно.
- Знаю, вы находитесь в рядах ряда организаций краеведческого и культурологического направления - общества "Ойкумена", Украинского геральдического общества, Национального союза краеведов, входите в совет облорганизации Украинского общества охраны памятников истории и культуры, к топонимической комиссии при исполкоме городского совета. Скажите: это закономерный путь - путь от сборщика спичечных этикеток к краеведа?
- Так получилось потому, что я не только собирал какие-то предметы прошлого, но и пытался выяснить, как жили люди, которые ими пользовались. И сейчас меня это интересует. Вообще, я получаю удовольствие от исторических, краеведческих исследований. Например, попала недавно в руки почтовая открытка с видом Кировограда, изготовленная во времена немецкой оккупации. На открытке - фото какого-то дома с портретом Гитлера. А что это за сооружение - того никто из знакомых краеведов не мог сказать наверняка. Я выяснил и доказал, что он стоял на территории нынешнего Центрального сквера, как раз на месте стелы с профилем Ленина.
- Юрий Владимирович, не мне рассказывать вам, что многие предметы, которые мы сегодня считаем привычными, обыденными, через десяток лет могут оказаться раритетными. И вы, конечно, не раз наблюдали эти метаморфозы. Итак, последнее на этот раз вопрос к вам как к коллекционеру: не жалеете, случайно, не сохранивших какие-то вещи, которые в свое время под ногами валялись, но теперь стали бы свидетельствами ушедшей эпохи?
- Жалеть - не жалею, а досадно иногда бывает. Например, когда вспомню, как пацаном, бывая на железнодорожной станции в Помошной, видел там на складе множество ящиков с пустыми бутылками из-под вин и других крепких напитков, а на тех бутылках - такие яркие этикетки! Вот бы сейчас их мать! Я же и такие вещи собираю, в частности должны и пивные этикетки кировоградских заводов, изготовленные в советскую эпоху.Кстати, скоро на сайте библиотеки имени Чижевского будет опубликовано изображение таких этикеток с моего собрания.

